История Drum'n'Bass

 OLDSKOOL JUNGLE

Афиша воскресных
вечеров Sunday Roast
в клубе Turnmills

 На дворе 1989 год. В Британии еще буйный расцвет эйсид-хауса. В период между 1989 и 1991 годами, бельгийские и немецкие диджеи из американского техно и хауса выделяют новое направление — хардкор. В это же время местные диджеи начинают повышать скорость хип-хоп ритмов, добавляя в них равномерные хаус-ударные, обычно спрограммированные на семплере Roland 909. Музыкальное сочетание хип-хоп-брейкбита, хаус-ритма, приправленными мощными рейверными синтами и поверх них записанными голосами/семплами называют британским хардкором (UK Hardcore).

Shut Up & Dance
  Именно тогда начинают появляться первые герои нового жанра. В 1986 году Филипп Джонсон (PJ), Карлтон Хайман (Smiley), DJ Daddy и DJ Hype создают собственную звуковую систему (sound system) и занимаются проведением нелегальных рейвов. PJ и Smiley были рэперами, которые читали под ухание своей звуковой системы Heatwave, но их мечтой была запись на звукозаписывающей компании. После неудачных попыток издаваться на чужих лейблах, они основывают свой — Shut Up & Dance Records и называются почти так же. Имя призывающих взято из первых собственных демо-треков. В 1989 году они издают свой хит “£10 (to get in)”, ставший подпольным гимном тусовки, в которой зарождался новый стиль.


Авторы: Philip Johnson, Carlton Hyman
C cингла “£10 (to get in)”, лейбл Shut Up And Dance Records

Явное влияние эйсид-хауса, напевы Сьюзан Вега, отдаленный рага-вокал — все это делает «Десять фунтов» одним из первых прото-джангл-композиций. Именно здесь слияние равномерных хаус-ударных и брейкбита слышно довольно отчетливо. Позже, в 1990 году ребята начинают занимаются двумя весьма уважаемыми братьями-эмси Тревором и Девидом Дестуше, которые образуют дуэт The Ragga Twins. Их хит “Ragga trip” закладывает основы в рагга-джангл. Тема “Spliffhead” продолжают начатые владельцами SUAD Records эксперименты с брейкбитом и речетативом (в разговорах ходят такие словечки, типа speed-up hip-hop :-)


Авторы: David Destouche, Trevor Destouche
C cингла “Ragga trip / Hooligan 69”, лейбл Shut Up And Dance Records

 Еще один человек, который, безусловно, повлиял на становление жанра — это Lennie De Ice. В 1991 году он официально выводит прото-джангл на новую высоту и сейчас вполне признают, что “We are I.E” был одним из первых настоящих джангл-треков. Летом того года люди с ума сходили на рейвах от Ленни. Помимо всех остальных признаков жанра, композиция содержит gunshot — звук стрельбы, неоднократно повторяющийся в течение трека. Позже ганшоты станут частными гостями в рагга-джангл треках. 


Lennie De Ice
 Mikey de Underground: «Летом 1989 года первым релизом лейбла I.E Records была пластинка Ленни ди Айса We are I.E. У нас не было контракта, мы просто хотеть узнать, как нарезать винил, и напечатали пятьсот копий. Тогда мы понимали, что для того, чтобы продать все экземпляры — нам надо проехать всю Британию. На тот момент в Лондоне у нас не получилось распродать много и поэтому мы собрались в путь. Мы всегда жаждали приключений :-) Когда нам везло, вырученные деньги от торговли шли на бензин. Как раз в то время появились пиратские станции и мы ехали к ним, предлагать пластинки. Еше рейв-промоутеры сэкономили нам большую часть времени — они указали точки на обороте флайеров — это были небольшие магазины, торгующие винилом. Мы приезжали в их город, созванивались, говорили, что у нас есть новый трек и ехали на встречу с ними. Потом уже, выезжая на автостраду, нам звонили: „Ребят, вы что нам принесли?“. Продажи шли очень туго. Так мы проехали Манчестер, Ридинг, Свиндон, Бристоль. В итоге мы пропутешествовали три недели. Было весело, наша поездка обросла историями. Мы продали все 500 копий».



Автор и исполнитель: Lennie De Ice
C cингла “We are I.E”, лейбл I.E Records

 «Прошло три месяца после нашего возвращения домой, — продолжает Майки, — «We are I.E звучала уже отовсюду. Сейчас этот трек — наглядная иллюстрация того, как ударные могут говорить сами за себя. Этот трек был создан при помощи синтезатора Roland 106, семплера Akai S900 и сведен на четырехтрековом микшере. Конечно, он далек от идеала и я каждый раз об этом думаю, когда слушаю его, но суть его от такого бедного мастеринга все равно не меняется. Он дал людям желание самим создавать ударные. До этого они говорили, что никогда не смогут сделать такой ритм, который будет качать — мол, так только в Штатах умеют делать. We are I.E показал неверность этот утверждения, а также продемонстрировал, как обычный трек, независящий ни от какого лейбла, может выстрелить. Он дал мощный толчок к развитию сцены. Тогда же начали появляться самостийные музыканты из разных частей Лондона и окружных районов». 

 Paul Ibiza — тот человек, который первым начал смешивать басовую партию из регги с хардкором. «Будучи лондонцем, я устал от этих иностранных звуков, ведущих нас в неверном направлении. В результате мы даже не знаем, куда придем». Так и был создан лейбл Ibiza Records. «Сочетание звуковых элементов работает. Влияние регги органично. И я вам вот что скажу: я знаю то направление, в котором я двигаюсь, так как у моего отца еще огромный архив песен в стиле регги». Ветеран джангл и драм-н-бейс движения DJ Storm продолжает историю Пола Ибицы: «В 1991 году он был первым человеком, от которого я услышала термин Jungle. Я помню, как он пришел к нам в магазин с первым релизом Ibiza Records и продемонстрировал нам его. Там был очень странный бас. Один из наших ребят спросил у Пола: „Как ты это назовешь?“. А Пол ответил: „Я назову это джанглом“. В его треке был быстрый бас, такой глубокий как в регги. Без регги не было бы драм-н-бейса. Если вы понимаете регги, вы поймете и драм-н-бейс. Пол же объяснил свою мысль относительно джангла тем, что ты лежишь в сердце джунглей, отдыхаешь, куришь самокрутку и слушаешь басы».

Автор: Paul Chambers
C cингла “Lady feeling / Round house”, лейбл Ibiza Records

 В том же году Гевин Кинг (он же Aphrodite) проигрывает демо-версию своего нового трека диджею Рэю Кейту. Микки Финн, который в это время находился в том же магазине, предложил Гевину сотрудничество. Позже к ним присоединился Клаудио Гуиссани. Вместе они становятся Urban Shakedown и выпускают пластинку “Some justice / Ruff justice”. В основу заглавного трека легли ускоренные ударные Run DMC и вокальные отрывки Се Сe Rogers. Созданные с помощью двух домашних компьютеров Commodore Amiga (некоторые музыканты, кстати, до сих пор используют только их для экспериментов) трек становится и классикой еще стойкого хардкора, и опорой для подрастающего джангла.



Авторы: Claudio Guissani, Gavin King, Michael Hearn
C cингла “Some justice / Ruff justice”, лейбл Urban Shakedown


 Надо сказать что западный слоган DIY (Do it yourself, сделай сам) очень применим к джангл-музыкантам того времени. Создавая новый пласт музыкальной культуры, они, — почти никому не известные, но верящее в светлое и новое музыкальное будушее, — сидели в своих спальных студиях и создавали принципиально новые композиции.

 В начале 90-х годов появляются первые лейблы, ориентированные в первую очередь на развивающееся направление. LTJ Bukem создает Good Looking Records и выпускает на нем “Demon’s theme” — первый атмосферный джангл-трек. Вскоре лейбл Букема станет флагманом нового движения, названным как арткор или intelligent. В том же 1991 году стартует Moving Shadow, владельцем которого является Роб Плейфорд — самый занятой человек в джангле и большой друган Голди. Он откроет миру Blame, Cloud 9 (он же Nookie), лидера эмбиент джангла Omni Trio и многих других замечательных ребят. Годом раньше начинает работу Reinforced Records, издавая в самом начале немного аутентичных 4hero (но позже они нащупают свое направление), затем Manix, Rufige Cru и многих других. Reinforced называют лейблом, который с самого начала стремился создавать и издавать самый новый и даже экспериментальный джангл.

Goldie
 В 1992 году Clifford Price и Rob Playford, под общим именем Metalheads, выпускают пластинку, которая, если не определила свое время, то задала свой тон. “Terminator EP” валит не только сумасшедшей энергией, но и определенной жесткостью звучания, грубой силой, граничащей с эстетикой. Перебивающие с ног на ногу металлические ударные, зловещий вокал Дианы Шарламейн в “Kemistry” — все эти факторы сделают четырехтрековый мини-альбом хитом вечеринок Груврайдера. Голди (aka Clifford Price) задает дарккор — темную сторону джангла, которая станет основой для драм-н-бейса, а потом выльется в даркстеп.


Авторы: Clifford Price, Linford Jones, Markus Rutherford
C мини-альбома “Terminator EP”, лейбл Synthetic
Содержит отрывки из фильма “Terminator” (1984)

 В том же 1992 году некий Jonny L семплирует отрывок из фанковой композиции Лин Коллинс двадцатилетней давности, увеличивает ее скорость в полтора раза и выпускает трек “Hurt you so”, в котором были все необходимые атрибуты нынешнего джангла: пока еще не очень быстрый, но все же ломанный ритм, ухающая басовая линия (прямое заимствование из даба) и кое-что из хеппи хардкора — питчевый голос.



Автор: John Lisners
C cингла “Hurt you so”, лейбл Tuch Wood


 А сейчас пару слов о том, без чего немыслим jungle. Джангла не существует без амен брейка. А амен брейк, в свою очередь, без фанк-соул группы The Winstons, которая в 1969 году выпустила трек “Amen, brother” в составе сингла “Color him father”. Амен брейк — это барабанная сбивка, написанная ударником и вокалистом группы Грегори Колманом, которая в трек была вставлена как бы и невзначай. Но на деле это бесценный 6-секундный семпл, который если ускорить на 15%, то превращается в ритмичную основу джангла, а если замедлить на 25—30 процентов, то готова база для downtempo. Амен брейк и раньше светился в качестве постоянных ударных. Легенда гласит, что впервые его использовала хип-хоп группа The 2 Live Crew в композиции 1987 года “Feel alright y’all” — то есть спустя почти двадцать лет забвения, хоть сингл и получил Грэмми. А дальше, трек за треком и он стал использоваться повсеместно в хип-хопе, а затем и проник в джангл, где отлично прижился и хорошо себя чувствовал. Амен брейк — самая стандартная основа для треков в рагга-джангле. Во истину аминь, брат :-) А если грубо обобщить, то амен и есть отличительная черта джангла от драм-н-бейса.

  В 1993 году Johny Jungle выпускает “Johny” — horror-трек с ускоренным амен брейком. Это было сродни открытию. Конечно, все эти два года музыканты не ждали прихода «Джонни», а экспериментировали самостоятельно, но именно этот трек задал новое направление, в котором должен развиваться новый стиль, и создающие жанр это понимали. Jungle начинает обретать музыкальные границы и выходит из под крыла хардкора, отправляясь в сольное плаванье. В этом году скорость ритма увеличилась до 160 ударов в минуту, а рукастые диджеи, вооружившись семплерами с амен брейком, изо всех сил создавали новый, сумасшедший и сбивающий с ног ритм.

Авторы: Pascal Redpath, James Hoyte
C cингла “Johnny / I like to cry”, лейбл Face Records
Содержит отрывки из фильма “Marked for death” (1990)

 Fabio и Grooverider — их называют если не отцами джангла, то уж точно крестными. Отцов однозначно определить сложно — в той хоть и небольшой музыкальной тусовке, но каждый старался внести свою лепту в развитие жанра и многие треки, как и многие музыкальные импровизации в клубах делали jungle все больше непохожим на хардкор. «Jungle — это ответ Англии на хип-хоп», — говорил в своем интервью «Нью-Йорк Таймсу» Груврайдер. «Мы сотворили одну из самых уникальных вещей в мире. Это подобно открытию нового материка», — делился Голди. Достоверно известно, что летом 1992 года в лондонском клубе Rage его резиденты — Fabio и Grooverider — начали проигрывать хардкор-пластинки не на обычной скорости (120—130 ударов в минуту), а уже на 145 ударах, заметно отделив встающий на ноги джангл от хардкора, который к тому времени начал заметно тухнуть под коммерческим давлением. В тот момент и наметилась тенденция к повышению скорости треков. 

Grooverider
 Кстати, о слове. Наверное, ни в каком музыкальном жанре нет стольких историй и версий о происхождении слова jungle, а именно тому, что послужило причиной назвать его так. Говорят, что это пошло от компиляции короля фанка Джеймса Брауна “Into the jungle groove”, в которую был включен трек “Funky drummer”, ведь в нем тоже присутствует немаловажная барабанная сбивка для джангла. Другая версия уходит к ямайским корням джангла — ведь сочная ухающая бас-партия взята из даба, поджанра регги. По легенде тамошние эмси и диджеи в одном лице (их чаще называли тостерами — toasters) в 70-х годах активно употребляли слова jungle, junglist и jungle music в речетативах. Собственно, легенда подтверждается прослушиванием записей тостингов. По другой же ямайской версии, джанглист — это некто из гетто Кингстона, которое носило название Каменные Джунгли (Concrete Jungle) или из пригорода The Garden, который, из-за своей обильной лиственной растительности, называли джунглями — Jungle. 

 Высказывалось мнение, что слово джангл — это дань африканской культуре, явно намекая на то, что только черные могут создавать сложные ритмические рисунки. Отчасти это правда, т. к. совсем нетрудно провести параллель с американским хип-хопом, который зародился в черных гетто, был доступен только обществу чернокожих, и никто кроме этого ограниченного количества участников не мог прикоснуться к сей музыке — сообщество относилось к чужакам крайне враждебно. Версии отсылают и к джаз-музыке, которую создали черные — в частности к Дюку Эллингтону. Это его творения, наделенные экзотическим римтом называли музыкой джунглей (jungle music) и, видимо, не только поэтому — один из его ансамблей в ту пору (20-е, 30-е годы) назывался The Jungle Band.

Автор: Sean O’Keeffe
C cингла “Helicopter tune”, лейбл Moving Shadow

Авторы: Bernard Simon, Terry Holt
C cингла “Ganja man / Studio one lik”, лейбл Tearin Vinyl

 Говорят и о том, что именно сложность и скорость ритма, а также темное настроение композиций (здесь заслуга бейслайна — басовой линии) и послужило причиной дать название этому явлению имя jungle — как бег в непроходимых джунглях, когда за тобой гонится зверь. Деятели раннего джангла приписывают авторство некому Дэнни Джанглу, который в начале 90-х, услышав первые признаки нового жанра в брейкбите, нарек его таковым. Goldie утверждает, что это слово ввел в обиход Fabio: «Он сказал, что это мyзыка джyнглей гетто, звyчащая, как гоpодские тpyщобы». В общем, тут сам напрашивается вывод, что чуть ли не у каждого диджея есть любимая версия происхождения названия этому явлению.

Fabio
 Слово очевидцу: «К концу ’91 года я рейвился где угодно и с кем угодно, но в этот раз все было странно: Вест Лондон, полно рудбоев (грубая молодежь с бандитскими замашками в пиджаках, брюках, шляпах, чаще в очках и кедах — косят под гангстеров середины века) и красти (особый вид молодежи, одетой в неопрятную одежду из секонд-хенда, покрытой татуировками и пирсингом кожей, а на голове дреды). Не знаю, кто играл в ту ночь, но это было отлично от всего, что я слышал ранее. В той музыке было гораздо больше ударных, чем в хардкоре. И тут мой друг говорит: „Это джангл, не хардкор“. Честно, я не знаю, кто играл в ту ночь, но он ставил очень клевый джангл. Было здорово».

General Levy
 В 1993 Jungle «находит» свое имя. Origin Unknown, Ed Rush & Nico формируют заново дарккор и придают ему новые черты. Вещающая с ноября 1991 года пиратская станция Kool FM продолжает рассказывать о новых героях джангла, первыми ставить в эфир свежие треки и продвигать новые темы. В следующем году jungle находится на пике славы, голодная пресса предвкушает знакомства с гуру движения; после выхода “Original nuttah” рагга-джангл стремительно набирает обороты, его не удержать и он становится поджанром в скромной иерархии стиля. Roni Size и DJ Die прокладывают дорогу к джазстепу.

 Но осень 1994 года оказалась для джангла последней. К тому времени рагга настолько сблизилась с родителем, что уже само слово jungle ассоциировалось, в первую очередь, с вокалистами и их речетативом. Музыканты, которые не слишком жаловали рагга-джангл, пытались отделиться термином drum ‘n’ bass, чтобы продвигать свои композиции без налета энергичной читки горластых эмси. Трудности были и у рагга-джангл продюсеров — часто именно вокалисты указывали диджеям что играть и как играть. Поводом к реальным пертурбациям стало заявление Генерала Леви после совместного с M-Beat выпуска трека “Incredible” популярному в Британии журналу The Face. Цитата: «Сейчас я держу мазу в джангле. Я пришел и обеспечил этой музыке успех. Это я вывел его в массы». (I run jungle at the moment. I came along and bigged up jungle. I took it national). Это стало последней каплей.

M Beat feat General Levy - Incredible

Автор: Marlon Hart
Речитатив: Paul Scott Levy
C cингла “Incredible”, лейбл Renk Records

 Надо сказать, что на тот момент джангл накопил в себе несколько трудно разрешимых задач. Во-первых, многим в тусовке очень не нравились часом жесткие тексты рагга-вокалистов, призывающих не то к насилию, не то к употреблению сильнодействующих наркотиков, не то вообще к расовой неприязни. Ведь уже давно прошли те времена, когда джангл-движение было доступно только для черных. Во-вторых, наступил кризис перепроизводства — в жанр пришло слишком много людей, которые, примерно, делали одни и те же треки без особого напряжения. Отсюда падение качества композиций и недостаток идей. Слияние рагга-джангла с его отцом превратило жанр в несдвигаемый монумент, который только живет за счет инерции слушающей его аудитории. И, в-третьих, из-за постоянного семплирования, превратившегося в традицию, невообразимо трудно было развивать стиль дальше, создавать новые поджанры и прочее. Поэтому в костяке сообщества было принято решение отделиться от пропитанного марихуаной джангла и создать новое движение — drum ‘n’ bass.

 Главные творцы движения: Fabio, Grooverider, Goldie, Doc Scott, LTJ Bukem, Randall — начинают с чистого листа. Они провозглашают драм-н-бейс новым жанром, унося с собой собственные лейблы, принадлежащие им музыкальные магазины и собратьев по духу. В британской тусовке слово jungle все больше заменяется термином drum ‘n’ bass. Меняется звучание. Агрессивному и поднадоевшему рагга-джангу противопоставляется мелодичный арткор или, как его еще называют, intelligent drum ‘n’ bass.

 К 1995 году, находясь в зените славы, джангл застывает на той высоте, как настоящий монумент.

NUSKOOL JUNGLE

 В течение второй половины 90-х переменно доносились заявления о воскрешении джангла, но дальше простых желаний и заявлений дело не заходило. Jungle, как уставшая звезда, — взорвался и свернулся в маленькую белую точку. Он вернулся в то состояние группы энтузиастов, которые слушали олдскульный джангл и так же писали в стол свои треки. Настоящий сдвиг застывшего монумента произошел на смене тысячелетий. В 2001 году группа североамериканских продюсеров принялась за серьезную раскрутку стиля, находящегося в глубоком застое. Они любили джангл старой школы. Они обожали амен брейки, исчезнувшие со временем из драм-н-бейса; они хотели продолжения рагга-джангла и вообще show must go on.

 Первым делом продюсеры начали искать через интернет молодых музыкантов, создающих старый добрый jungle и мечтающих об издании собственных тем. Не хватало и специализированных лейблов — жанр давно выпал из ряда коммерчески-обогащающих. Их создание стало вторым шагом в воскрешении джангла в массовом сознании. Со временем появились и туры по планете, и специальные вечеринки. Достижение критической массы слушателей нового джангл-движения вылилось в помещения, где джангл слушают отдельно от драм-н-бейса. Что уж говорить, своим восстанием из пепла жанр отмел любые разговоры о том, что jungle и drum ‘n’ bass — это одно и то же.

 Если говорить о звучании, то jungle не сильно изменился в таковом. В то время, как большинство современных драм-н-бейс треков создается с нуля, ньюскул джангл продолжает строиться на семплировании. За основу берутся амен брейки (в основном), басовая линия из дабовых треков, акапеллы со старых рагга пластинок или приглашаются эмси собственной персоной. Изменилась только скорость — джангл новой школы прелестно звучит теперь на 180 ударах в минуту, без компромиссов. Не обошел новую школу и технический прогресс: современные джангл-музыканты изощряются друг перед другом, искажая ритмический рисунок. Сложные и запутанные амен брейки — первый признак того, что перед вами nuskool jungle. Иногда, кстати, всплывают и веселые синты дальнего родственника — хеппи хардкора.


Superkopter - Wonderful Land

Автор: Владимир Андрианов

Авторы оригинала: Евгений Хавтан, Алексей Понизовский
C мини-компиляции “The St. Petersburg EP”, лейбл Audio Bullet Recordings
Содержит отрывки из композиции группы Браво — «Чудесная страна» (1984)

 Новая школа воскресила джангл на его последней точке — вместе с рагга-джанглом. И очень часто термины nu ragga jungle и nuskool jungle (как и не жаргонное написание new school jungle) сливаются в одно определение — джангл новой формации. В разговорной речи его так и называют одним словом без разных приставок. И лишь уточнение года выпуска: до 1995 года или ближе и после двухтысячных проливает свет, что это: джангл старой или новой школы. А с ритмическими рисунками баловались и раньше, но не так смело просто.